Единственное место (из тех, где я побывал), описание которого интереснее самой локации. Как туда попасть, что смотреть и как выбираться обратно. Везде есть нюансы, но если вы любите пещеры и скрытые ходы, то место вам понравится.

Сперва теория

Прежде всего, можно заглянуть в Википедию и узнать, что это за место такое. Да, это реально природный мост. Да, он здоровый и в длину, и в ширину. Но прикол в том, что сверху всей его красоты не видно. Сверху всё под асфальтом. К тому же именно на этом месте находится самая низкая точка ущелья и именно здесь расположена стоянка.

Сюда приезжают автобусы с туристами, здесь же останавливаются грузовики. Какие то из них глушат моторы, какие то нет. Так что по части свежего воздуха здесь не очень хорошо. Там и так то жарко, а тут ещё и машины тарахтят.

Пошли смотреть мост

У HIKEArmenia есть готовый маршрут до моста, но в этот раз я решил спуститься вниз по серпантину. Прямо вдоль дороги, то есть. Тем более, что когда в предыдущий раз ехал снизу вверх, приглядел несколько точек, откуда можно поснимать. И пару мест для отдыха, тоже хорошо.

Автопортрет на одной из площадок для отдыха

На горной дороге открываются новые виды на долину. Можно ещё раз снять Татевскую пустынь – монастырь XVII века. Слева кадр с земли, справа – сверху, пролетая на канатной дороге.

Если остановиться наверху, то можно (было) поснимать вечером на длинной выдержке огни машин на серпантине. Это я вовремя понял, конечно (уже вернувшись домой). А внизу, на стоянке стоит знак про р. Воротан и левее сама тропа к началу экскурсии про Чёртов мост.

Указатель на р. Воротан

Сам мост

Теперь уже интереснее. Потому что можно уйти с дороги и скрыться от солнца и шума машин. Немного в стороне есть небольшой участок, с которого видна река внизу. И всё, собственно. Ещё раз – чтобы увидеть мост, пещеры, своды и прочую красоту, нужно спуститься вниз к самой реке.

А чтобы это сделать, можно воспользоваться (впрочем, выбора там нет) металлическим тросом (фото слева) и лестницей (фото справа). Перепад высоты в этом месте – метров 7. То есть сначала, держась за трос и ступая в нужные места, спускаемся до лестницы, а потом уже по ней.

Понятно, что большинство туристов, приезжающих сюда на автобусах, вниз не полезут. Как бы немного опасно. А смысла ехать сюда и не спуститься вниз – никакого. Сверху не видно вообще ничего. Даже в том месте, где я спустился к реке, видно лишь самое начало пещеры. Что там внутри – нужно лезть вглубь. Я не полез. Зато вот сделал фото своего рюкзака на камне.

Рюкзак на камне

А потом пригляделся и слева на траве, возле самой воды увидел вот это. Довольно странное это место, тут люди трусы оставляют. Пойду ка я, пожалуй, обратно наверх.

Трусы в траве, странно

А наверху, пройдя чуть повыше по дороге, есть небольшая поляна, на которой стоит уже знакомый жёлтый указатель маршрутов. Вторая сверху стрелка – как раз на Татевский монастырь.

Автопортрет на фоне указателя тректов HIKEArmenia

А пройдя ещё чуть выше по дороге, можно увидеть остатки то ли часовни, то ли церкви. Наверняка, тоже века эдак XVII. А то и старше.

Остатки церкви на холме неподалёку от Чёртова моста

Что в итоге

Если идти по маршруту от Татевского монастыря через ущелье, то трек наверняка того стоит. Тогда можно и искупаться внизу в реке. А тогда можно и внутрь пещер пройти. Но просто приехать/прийти и посмотреть на реку сверху вниз – того не стоит. Не видно же ничего. Неоднозначное, короче, место, этот Чёртов мост.